Религиозная катехизация и образование

        Один из важнейших видов служения Церкви – это просвещение. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20)», – говорит Господь Своим ученикам, а, значит, всем нам. Христианское просвещение, как раскрытие Истины Благовестия о Христе и как наставление жить по Евангелию, первично по отношению ко Крещению. Это видно из самого построения фразы: «научите – крестя». Христианское сознание всегда ставило близко понятия «просвещение» и «образование». Потому как быть просвещенным и образованным, хотя не одно и то же, но все таки взаимосвязанные категории. Быть просвещенным – значит знать Истину. Когда христианин рассуждает об истине, он ставит вопрос не «что», а «Кто». Истина – это Христос! «Я есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6)», – свидетельствует о Себе Господь Иисус Христос. Поэтому быть просвещенным – значит знать Христа. Современному человеку познание без правильного образования невозможно. Быть образованным – значит иметь сформированный взгляд на окружающую действительность и на самого себя, значит адекватно реагировать на процессы в природе и обществе. Поэтому, очень часто говоря о просвещении и образовании, мы употребляем эти разные понятия как тождественные. Значение просвещения очень трудно переоценить, особенно в наше время – время информационного общества. Именно образование закладывает сегодня фундамент будущего. Поэтому необходимо внимательно отнестись к проблемам образования и просвещения.

Просветительскую деятельность в Павлово-Посадском благочинии можно условно разделить на две области: 1)Просветительская деятельность на приходах и 2) Просветительская деятельность в Муниципальных образовательных учреждениях.

Во всех приходах благочиния действуют воскресные школы. Духовенство и преподаватели воскресных школ стараются повысить эффективность  просветительской работы, внедряют новые методики, находят необычные формы просветительской деятельности для стимулирования интереса детей к духовной жизни и христианскому вероучению. По данным на 2010/11 учебный год в Павлово-Посадском благочинии действует 14 церковно-приходских школ, в них обучается 577 учеников. Из них детей – 393, взрослых – 184, число преподавателей в ЦПШ –83 человека. Можно с уверенностью говорить, что энтузиазм родителей является хорошим подспорьем духовенству в деле просвещения и воспитания подрастающего поколения. Как и в прошлом году, список изучаемых предметов не мал, среди них – Закон Божий, Общецерковная История, Катехизис, Ветхий и Новый Завет, История святости (жития святых), Церковнославянский язык, Прикладное и изобразительное искусство, Церковное пение, Информационные технологии в Православии, Основы колокольного звона, уроки Конного спорта, История Русской Церкви, Французский и Английский языки…

В 2005 году между благочинием и Комитетом по образованию было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в области духовно-нравственного образования и просвещения. С этого времени действует Координационный совет, который занимается выработкой общей политики в данном направлении и планированием мероприятий. Традиционными стали такие общие для благочиния и Управления по образованию мероприятия как: Рождественские образовательные чтения, Дни славянской письменности и культуры, различные конференции и семинары. Все эти мероприятия позволяют донести Евангельские истины до большого числа людей, всегда они получают высокую оценку общественности. Сегодня в 13 школах района и в 8 дошкольных образовательных учреждениях преподаются предметы духовно-нравственного содержания. Всего в муниципальных образовательных учреждениях курс Основ Православной Культуры и Духовного краеведения Подмосковья слушают 612 учеников.

В течении года в разных школах были прочитаны просветительские  и антисектанские лекции, состоялись встречи духовенства с педагогическими коллективами, с родителями и учащимися, в ходе которых обсуждались духовно-нравственные вопросы. Продолжается традиция посещения храмов учениками и педагогическими коллективами районных ОУ.

К проблемам в данной сфере просветительской работы следует отнести – невысокую квалификацию педагогов, преподающих ОПК и ДКП. Нередко это люди маловоцерковленные, иногда и вовсе невоцерковленные. Руководство школы, подчас, поручает ведение духовно-нравственных предметов педагогам, для увеличения нагрузки (часов) конкретному педагогу, не принимая в расчет его собственную религиозную позицию. Для преодоления сложившейся ситуации Координационный совет принял решение обязать педагогов, преподающих предметы духовного содержания, прослушать курс лекций, который подготовлен духовенством благочиния и по графику, утвержденному Благочинным.

Комментирование запрещено